Преподаватель и удовольствие от работы

Живем в третьем тысячелетии, а не в каменном веке. Или?...

Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение m16 » Пн сен 28, 2009 1:16 pm

На сайте так или иначе появляются преподаватели, посчитал эту тему актуальной. Я знаю мнение Филиппа Котлера, который говорил, что преподавателей по призванию не много, из чего он делает вывод, что задача системы образования разработать такой образовательный материал (или систему), который бы решал задачи образования столь же хорошо, как и талантливый преподаватель, т.е. нивелировались бы вопросы качества преподавательского состава. Не знаю насколько это удается образовательным системам разных стран. Однако не выхолостит ли творческий момент образовательного процесса метод? И только ли творчество делает работу интересной и приносит удовлетворение от работы? Что значит быть учителем в терминах удовлетворения/неудовлетворения от работы в свете текущей системы образования и её перспектив?

Изображение
"Sad". Патрик, блин, на уроке выкладывается по полной)))
Аватара пользователя
m16
Аналитик КМ-2010
 
Сообщения: 586
Фото: 9
Зарегистрирован: Пт фев 29, 2008 3:00 pm

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение Идущий » Пн окт 05, 2009 4:29 am

Вопрос непростой и обсуждается уже достаточно давно. И все же лично моя практика показывает, что настоящий учебный процесс, эффективный и интересный, происходит там, где преподаватель любит свою работу, свой предмет, как ни странно, людей, а также искренне заинтересован в результатах своей работы, то есть ему небезразлично, как студенты овладели материалом. Почему так происходит? Дело, как мне представляется, в человеческой психологии, и тут есть несколько взаимосвязанных факторов.
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе
Аватара пользователя
Идущий
Site Admin
 
Сообщения: 3701
Фото: 15
Зарегистрирован: Пн апр 16, 2007 3:00 pm
Откуда: планета Камино

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение Идущий » Пн окт 05, 2009 4:35 am

Первый заключается в том, что основная практическая цель обучения - внедрение своих знаний в общественную систему. И обучающемуся крайне важно, чтобы на этапе подготовки его оценили по достоинству специалисты, по настоящему заинтересованные в своей отрасли. Тогда он чувствует, что встал на ноги и может использовать свои новые знания, навыки и умения в большой игре. Такого рода доверие к специалисту со стороны студента возможно только в условиях, что перечислены в моем предыдущем посте.
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе
Аватара пользователя
Идущий
Site Admin
 
Сообщения: 3701
Фото: 15
Зарегистрирован: Пн апр 16, 2007 3:00 pm
Откуда: планета Камино

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение Идущий » Пт окт 09, 2009 7:21 am

Второй, гораздо более скрытый, но не менее, а может, и более значимый. В время работы я заметил одну вещь: большинство, какими бы нелюдимыми они не были, стремятся к общению, к коммуникации. И учеба - один из лучших способов проявить себя с лучших сторон, найти точки взаимодействия, здесь все более концентрировано и ясно, нежели в повседневной жизни. Однако, эффект от обучения опять таки зависит от того, насколько преподаватель любит и знает свое дело и как он относится к людям. Потому что коммуникация должна быть позитивной и продуктивной. Вот так.
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе
Аватара пользователя
Идущий
Site Admin
 
Сообщения: 3701
Фото: 15
Зарегистрирован: Пн апр 16, 2007 3:00 pm
Откуда: планета Камино

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение m16 » Сб окт 10, 2009 2:57 am

Да, Идущий, согласен по всем пунктам. И совершенно естественно, что тот кто не любит свою работу не сможет получить от нее удовлетворения. Успех дела (образования), в такой схеме, зависит от отношения преподавателя к своему труду и его собственной квалификации (больше чем знает он сообщить не сможет).
Но все же, хоть и банально это звучит, не менее естественно считать, что еще успех зависит и от того, нацелен ли на получение знаний студент. Хороший преподаватель постарается пробудить эту тягу образовательного процесса, можно сказать, что это его задача. Но она тем сложнее и тем меньше вероятность ее решения, чем ниже базовый образовательный уровень молодого человека пришедшего в высшую школу. Поэтому вопрос селекции имеет значение для результатов работы, величины усилий и наконец удовлетворения от учительского труда.
Последний раз редактировалось m16 Вс окт 11, 2009 2:10 am, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
m16
Аналитик КМ-2010
 
Сообщения: 586
Фото: 9
Зарегистрирован: Пт фев 29, 2008 3:00 pm

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение m16 » Сб окт 10, 2009 3:04 am

Но вот я смотрю на результаты работы местных кафедр и вижу, что экономисты практически не говорят на языке экономистов, стройные представления об экономике, маркетинге, менеджменте тоже редкость встретить. Что выходит? Ни один преподаватель не смог получить удовлетворения от работы?
По языку вообще меня волнует вопрос. Образование передается большей частью через язык, через него строятся основные коммуникации и общение. Потому необходимо: а) найти общий язык; б) перейти к специальному языку. Тогда общение пойдет на языке, который должны понимать и пользоваться обе стороны. Когда же язык не освоен - все попытки дать материал продвинутого уровня обычно идут в плоскости переложения проблематики на естественный, обыденный язык, в итоге результат таков, что студенты (а при выпуске специалисты) не перенимают важнейший пласт культуры и знаний - специальные языки, а через них знания более сложных уровней. Язык вообще отражает понимание сложности мироздания, чем меньше словарь - тем уже познание. Поэтому его освоение - одна из первых по значимости целей образования и идет одновременно с изучаемыми моделями мира.
Аватара пользователя
m16
Аналитик КМ-2010
 
Сообщения: 586
Фото: 9
Зарегистрирован: Пт фев 29, 2008 3:00 pm

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение Идущий » Вс окт 11, 2009 2:00 am

Пожалуй, так. К сожалению, многие преподаватели жалуются, что им приходится объяснять элементарные вещи на 4-5 курсах (про первые молчу), потому что обнаруживают, что когда они хотят перейти к дискуссионному обсуждению, обнаруживают, что студент не разбирается в элементарных фактах, а специальный язык для него - пустой звук. Не могу сравнивать с экономистами, тут мне трудно, но в лингвистике и регионоведении эта проблема лежит в дихотомии "теория-практика". Констатирую, что лингвистическое образование все больше теряте свою академичность, теория для студентов обесценивается, они видят лишь практическую сторону дела. В итоге, они могут владеть инструментом, но не знают и не хотят знать, как и почему он работает. Так что даже словать лингвистов, как бы парадоксально это не звучало, ныне очень беден.
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе
Аватара пользователя
Идущий
Site Admin
 
Сообщения: 3701
Фото: 15
Зарегистрирован: Пн апр 16, 2007 3:00 pm
Откуда: планета Камино

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение m16 » Вт окт 13, 2009 12:17 am

Вот и я это вижу. Почему так происходит? И что можно сделать?
Аватара пользователя
m16
Аналитик КМ-2010
 
Сообщения: 586
Фото: 9
Зарегистрирован: Пт фев 29, 2008 3:00 pm

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение МурМяу » Сб дек 19, 2009 5:37 am

Степень удовлетворения процессом есть тогда, когда есть результат. Я преподавала географию в школе. Три седьмых класса, изначально сформированы по принципу тупой-умный. Два урока - сплошное удовольствие. Взаимопонимание и продуктивная работа. Оперирование новыми терминами, дети сами анализируют, к примеру, почему и под влиянием чего сформировался тот или иной климат. И о каком удовольствии на третьем уроке может идти речь, когда в классе сидит 25 человек и на просьбу открыть атлас на 29 странице, половина открывают учебник на 29 странице? Не потому что только невнимательные.... От коллектива учеников зависит очень много.
Я Мурко! =^-^=
Аватара пользователя
МурМяу
Секс-символ КМ-2010 и лучший публицист КМ-2013
 
Сообщения: 460
Фото: 41
Зарегистрирован: Пн апр 16, 2007 3:00 pm
Откуда: Иркутск

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение Marvi » Чт янв 07, 2010 7:49 am

m16 писал(а):Но вот я смотрю на результаты работы местных кафедр и вижу, что экономисты практически не говорят на языке экономистов, стройные представления об экономике, маркетинге, менеджменте тоже редкость встретить. Что выходит? Ни один преподаватель не смог получить удовлетворения от работы?

зачастую преподаватели теоретики,причем так далеки от практики, что не могут многого объяснить.это особенно наблюдается когда студенты,уже работающие люди, получающие высшее образование по своей сфере, а препод об этой теме только из учебников и читал. На реальные и проблемные вопросы, преподаватели начинают отвечать книжно и как-то заученно,порой лекции-это заученные страницы книг....так грустно становится,причем сами студенты это понимают, и стараются не идти на такие лекции, а преподы начинают "мстить" тем что на экзамене просто "валят" студента, в связи с тем что она лекции не посещал...
Аватара пользователя
Marvi
Даешь сто мыслей за смену!
 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: Пн июл 09, 2007 3:00 pm

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение m16 » Чт янв 07, 2010 10:37 am

Marvi писал(а):зачастую преподаватели теоретики,причем так далеки от практики, что не могут многого объяснить.это особенно наблюдается когда студенты,уже работающие люди, получающие высшее образование по своей сфере, а препод об этой теме только из учебников и читал. На реальные и проблемные вопросы, преподаватели начинают отвечать книжно и как-то заученно,порой лекции-это заученные страницы книг....так грустно становится,причем сами студенты это понимают, и стараются не идти на такие лекции, а преподы начинают "мстить" тем что на экзамене просто "валят" студента, в связи с тем что она лекции не посещал...

Наихудший сценарий, наблюдал такое. Но, во-первых, вызывает у меня неприятие в этой точке зрения терминология. А именно, применение слов "теоретики" и "практики". Теоретики - это исследователи, они строят теории. Я бы предостерег дискредитировать этими словами (подразумевая отсутствие связей теории с действительностью) научную деятельность. Потому что цель теоретической науки это не только описание, классификация, объяснение, но и предсказание и производство объектов (процессов) с заданными свойствами и того, чего еще нет в природе. То есть связь теории с объективной действительностью куда больше чем у любой ненаучной "практики". Те же, кто читал в своей жизни только учебник (не самый лучший при том) и потом читают его другим - это не теоретики. Практика, вообще говоря, тоже имеет широкое значение деятельности и может относится и к преподаванию, и к предпринимательству, т.е. практики разные, а цели в некотором плане позволяют объединять усилия.
Во-вторых, нет нужды во всем, что касается знаний иметь непосредственное отношение к практическому получению научных результатов, т.е. иметь опыт. Сомневаюсь, что каждому врачу показали всех больных со всевозможными болезнями, или физик провел все эксперименты и проверил все выводы всех теорий защитного пояса фундаментальной физической теории и последнюю в первом числе. Это нонсенс, жизни не хватит, чтобы все это осуществить. Научное сообщество идет более экономным путем специализации и доверия (с должной долей скепсиса) к научным результатам, полученным другими исследователями. Поэтому преподаватель - не источник только своего личного опыта - это не главное (если он не Эйнштейн или Планк, исследователь, короче), он источник опыта человечества (было бы отлично!), через него этот опыт транслируется к другим. Но при этом он может быть тренером, т.е. человеком который готовит к поиску решений, а не дает только готовые ответы. Вот в последнем случае иметь какую-то практику необходимо, если ты не решил ни одной задачи, сложно давать урок из которого должно выйти что-то толковое, что может послужить решением.
Так вот, чтобы быть преподавателем нужно активно с накопленным опытом знакомиться, читая научную литературу, делая наблюдения, и заниматься исследовательской работой, можно и бизнесом или бизнес-консультированием, все подойдет для накопления опыта человечества для последующей передачи. Но если ограничиться одним или двумя учебниками, то получается так, как в твоем посте, Marvi. Таким преподавателям можно задать вопрос: "Не пора ли прочесть новую книжку?".
Аватара пользователя
m16
Аналитик КМ-2010
 
Сообщения: 586
Фото: 9
Зарегистрирован: Пт фев 29, 2008 3:00 pm

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение m16 » Чт янв 07, 2010 10:41 am

По поводу книг, кстати. Фонды библиотек в Чите убогие, в Пушкинской, в университетских библиотеках (не знаю как ЧГМА), но в ЗИПе, Нархозе и ЧитГУ - это так. Я высказываю свое мнение о экономической литературе, но сдается мне, что с другим не лучше. Нет доступа к иностранным электронным архивам, к иностранной научной периодике, да даже к отечественной! А почему? Потому что книги заказывают библиотекари, а не ученые и специалисты. ВУЗы стали предоставлять возможность делать заявки на новую литературу преподавателям, но тенденция та же - хороших книг не появляется. Почему? А уровень преподаватель такой - раз, и уровень организации этого процесса - два. Наши местные ВУЗы по-прежнему игнорируют необходимость открытия доступа к зарубежной науке. То есть попытки есть, но какие-то невнятные. ЧитГУ с Нархозом строят связи с провинциальными университетами Китая и Кореи. Вопрос, они лидеры? Зачем дружба с аутсайдерами? Нам нужны лидеры образования, нужно к ним мостить дорогу к лучшим научным школам, там черпать знания и возможности, а не копаться в трущобах мира, где нечем поживиться. ЧитГУ можно похвалить, что они с Академией наук связи наладили. И пока все. Но это предмет заботы лишь в том случае, если иметь цель поднять качество образования. Но имеют ли такую цель менеджмент наших вузов?
Аватара пользователя
m16
Аналитик КМ-2010
 
Сообщения: 586
Фото: 9
Зарегистрирован: Пт фев 29, 2008 3:00 pm

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение Shower » Чт янв 07, 2010 12:43 pm

Когда я училась, достать материал на курсовик или просто доклад была "проблема проблем". Это был тихий ужас. А инет был у единиц тогда.
Касаемо соц.наук.
Есть такие решения, после принятия которых тараканы в голове аплодируют стоя.
Shower
Лучший старичок КМ-2010
 
Сообщения: 1165
Фото: 1
Зарегистрирован: Вт май 15, 2007 3:00 pm
Откуда: Иркутск

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение m16 » Вс янв 17, 2010 3:04 pm

Сравнивать надо с лучшим, а не с прошлым, если хочется добиться высоких результатов. ВУЗам нужно налаживать эту работу.
Аватара пользователя
m16
Аналитик КМ-2010
 
Сообщения: 586
Фото: 9
Зарегистрирован: Пт фев 29, 2008 3:00 pm

Re: Преподаватель и удовольствие от работы

Сообщение Marvi » Вт янв 19, 2010 7:38 am

m16 писал(а):Сомневаюсь, что каждому врачу показали всех больных со всевозможными болезнями, или физик провел все эксперименты и проверил все выводы всех теорий защитного пояса фундаментальной физической теории и последнюю в первом числе. Это нонсенс, жизни не хватит, чтобы все это осуществить. Научное сообщество идет более экономным путем специализации и доверия (с должной долей скепсиса) к научным результатам, полученным другими исследователями. Поэтому преподаватель - не источник только своего личного опыта - это не главное (если он не Эйнштейн или Планк, исследователь, короче), он источник опыта человечества (было бы отлично!), через него этот опыт транслируется к другим.


не знаю как у физиков, я просто пример взяла из юристов, когда препод (бывшая лаборантка) заменяла заболевших (ушедших в декрет), так реально на ее лекции ходить совсем не хотелось, и реальных практичесих знаний, притом не дала....понятно надо изучить теорию в совершенстве (у врачей например так-чтобы понять грипп это или что-то другое), но теория должна быть с примерами, с реальными ситуациями.
Аватара пользователя
Marvi
Даешь сто мыслей за смену!
 
Сообщения: 133
Зарегистрирован: Пн июл 09, 2007 3:00 pm

След.

Вернуться в Наука и образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1