Недавно попалась на глаза статья о мнении муниципальной власти об ответственности за благоустройство (
http://www.chita.ru/news/21863/), примерно в одно время, когда компания оценивала сколько она готова вложить в озеленение и пр.урашательство своих объектов с улицы.
Благоустройство, хотя бы как поддержание чистоты, в разумных пределах бизнес может на себя брать и берет без всяких постановлений. Но у всех разные возможности. Крупная компания и только начавший на кредит свой маленький бизнес предприниматель по разному смотрят на "обязанность" нести расходы на обустройство и очистку территорий. Это деньги и еще один кирпич в стену барьеров для входа на рынок для начинающих малый бизнес. Но и для укоренившихся предпринимателей и компаний расходы на благоустройство превращаются в пустые траты. Потому что созданные объекты ландшафтного дизайна, высаженные деревья, скульптуры и прочие дизайнерские объекты экстерьера разрушаются горожанами быстро и также постоянно, как попытки их восстановить. Быть может девиантов не так много, но их процент, делает достаточно, чтобы скептически смотреть на вложения в эстетику города. Кардинально в короткие сроки ситуация не изменится, ситуация будет меняться постепенно и долго, потому что культура людей меняется гораздо медленнее, чем того бы хотелось. А именно низкий уровень культуры - главный тормоз к тому, чтобы город утопал в цветах, в деревьях, пленял архитектурой малых форм, а не "цвёл" свалками, мусором и вандализмом. Драйвер развития культуры - рост благосостояния людей и пример. Никакие принуждения делу всерьез не помогут, если не будет реальной модели, которая показывает, что цивилизованно жить лучше во всех отношениях. И предприниматели этот пример через самостоятельное благоустройство дают по мере сил и возможностей. Возможности эти не так уж и значительны, поэтому скорее было бы уместнее администрации идти на софинансирование проектов благоустройства, вместо того, чтобы вешать эти вопросы целиком на бизнес. Было бы полезно, ко всему прочему, усилить меры поддержания общественного порядка (патрулирование, например). Это хотя бы снизило риски, связанные с вандализмом, хулиганством и кражами.
Особое внимание нужно уделять районам края, где люди бедны и сталкиваются со значительными проблемами неустроенности их жизни, и колоссального дефицита культуры. Из районов идет миграционный поток в Читу - молодые люди едут получать образование, взрослые в поисках работы. Многие из них формируют маргинальные слои населения Читы и с этим устойчиво воспроизводятся деструктивные феномены, из-за которых обесцениваются вложения в благоустройство. Таким людям нужны вертикальные каналы социальной мобильности, им нужно подниматься в обществе, в экономике, культуре, входить в культуру более высокого уровня.
Элементарная проблема имеет серьезную корневую систему. Поэтому, когда предприниматели говорят об индивидуальном подходе к каждому клиенту, а чиновники о комплексном решении проблемы, то поступать нужно соответственно. Не ради того, чтобы быть последовательными в плане схождения слов с делом, а потому что эти декларируемые принципы, когда они на самом деле используются, дают реальный результат.