Страхи современности: где их искать?

Пишем собственные блоги, анализируем публикации, делимся мнением, обоснованно критикуем, а также предлагаем собственные идеи и готовые статьи

Страхи современности: где их искать?

Сообщение Анатолий » Пт дек 25, 2009 4:00 am

Страхи современности: где их искать?

В любое время, начиная с первобытных племенных сказаний и наскальной живописи, произведения художественной культуры основывались на глубинных страхах человека. С появлением тиражных книг и художественного кинематографа ситуация ничуть не изменилась.
Для настоящего художника создать творение – означает изжить фобии, которые толкнули его к творчеству. Но в итоге индивидуальные мотивы появления произведения несущественны. Они теряются либо в признании публикой, либо в забвении. В первом случае они доказывают свою универсальность и всеобщность. Во втором утрачивают всякий смысл, ведь произведение создается для того, чтобы его воспринял зритель (читатель, слушатель), то есть чтобы он прожил определенную эмоцию и лучше осознал себя.
Значит, в некотором смысле, творцы являются сознанием масс – выразителями массовых фобий и их врачевателями одновременно.
Привычное сейчас деление литературных, изобразительных и кинематографических произведений на жанры наводит на мысль, что работы разных жанров эксплуатируют разные человеческие страхи и делают это по-разному. Обоснованию и конкретизации этой мысли и посвящено эссе.

Все разнообразие формальных жанров сведем к двум основным – реализм и фантастика; и одному пограничному – фэнтези. Неоднозначность классификации фэнтези отнюдь не случайна. Она – не прихоть авторов и критиков и не результат относительной молодости культурного направления; нет, она, как мы увидим далее, – прямое следствие свойств самих произведений (речь идет, безусловно, о лучших образцах, а не о массовой штамповке). Ввиду этих свойств нам придется указать особенности страхов, которые эксплуатируются в фэнтези, лишь после рассмотрения двух «полюсов» – реализма и фантастики.
Противопоставим фантастику и реализм, чтоб проявить их особенности в ярком контрасте. Но прежде коротко изложим основания анализа.
Независимо от жанра, произведение культуры есть абстракция. Истинное произведение не повторяет, не копирует реальный мир. Вместо этого оно выделяет в нем некоторые качества и комбинирует их в новую сущность. Таким образом, в основе, в глубине произведения всегда лежит отсылка к реальности (так называемая референция), а на поверхности – определенная связь элементов этой реальности (функциональная структура произведения).
Раз цель произведения – добиться отклика аудитории, оно обязано основываться на реалиях, знакомых ей. Иначе оно не понятно, не интересно и в конце концов не достигает цели – взбудоражить чувства.
Привычность и узнаваемость исходного материала есть условие необходимое. Но его не достаточно, поскольку существует второй пласт – комбинация известных свойств действительности. Эта комбинация обладает определенной структурой и выполняет определенную внутреннюю функцию. В грубом переводе на привычный язык структура – это стиль, а функция – сюжет произведения.
Чем более знакомым для аудитории является объект референции (то есть реалии, на которых основано произведение) и чем лучше структурно-функциональные особенности произведения (стиль и сюжет) соответствуют стилю восприятия аудитории, тем большую эмоцию произведение вызывает.
Таковы исходные посылки. Применим их.
Что есть реализм с позиций теории референции и функциональной структуры?
Референтами (основными объектами отсылки) в произведениях реализма являются человек с его переживаниями и жизнь человека в конкретную историческую эпоху. Повествование по своей функциональной структуре очень близко той оценке ситуации, которая преобладает в бытовом сознании: человек – центр происходящего, мир крутится вокруг него. Как следствие, структура сближается с бытовой речью, изобилует обыденными понятиями, а функция произведения сводится к решению общественного конфликта.
Что представляет собой с позиций теории референции и функциональной структуры фантастика?
Доминирующим референтом в фантастике является отвлеченный объект либо комплексное состояние вещей – нечто, что имеет выраженные свойства и самостоятельно, без внешнего вмешательства проявляет их, то есть обладает собственным поведением. Человек как личность отходит здесь на второй план.
В качестве референтов (вещей реального мира) могут выступать природное явление, технология, болезнь, война, некая закономерность и прочее. Однако они не берутся в том виде, в каком даны нам в восприятии. Нет, они преобразуются во что-то новое и только в измененной форме подчиняют и организуют функциональную структуру произведения. Что есть это новое и каковы его характеристики и качества – другая тема. Здесь достаточно отметить, что именно такое преобразование делает фантастику фантастикой.
В ней функцией, как правило, становится преодоление объективной закономерности, которая оказывает негативное влияние на мир произведения.
На структуру в фантастическом произведении возлагается двойная роль: она не только реализует функцию, но и раскрывает для аудитории те взаимосвязи фантастического мира, которые не даны аудитории в реальности.
Итак, в основе различия реализма и фантастики лежат разные перечни объектов действительности, с которыми жанры имеют дело, и разные способы работы с этими объектами.
Если мы считаем, что культура изживает массовые страхи, то популярность жанров дает мгновенный срез того, с чем связана боязнь: с людьми и с их общежитием, либо с иными объектами и с их взаимодействием.
На протяжении последних 10-15 лет самым популярным жанром в литературе и кино оказывалось фэнтези.
Фэнтези вбирает в себя свойства реализма и фантастики. Для него внимание к человеку столь же важно, как внимание к объектам или комплексным системам.
Так, требования логичности и непротиворечивости магических систем – одно из основных среди фанатов жанра. На его примере мы имеет дело с видоизмененным объектным миром – уделом фантастики. При этом умение создавать интересных, «живых» персонажей стало визитной карточкой самых успешных авторов данного направления. Здесь на первый план выходит реализм.
Значит, фэнтези как пограничный жанр объединяет страхи, изживаемые реализмом и фантастикой. И в этом его уникальная роль.
То культурное влияние фэнтезийных произведений, что стало стремительно расти в последние годы и которое, по видимости, не угаснет в обозримом будущем, позволяет дать ответ на заданный в заглавии вопрос: ищите страхи современных обществ в лучшем современном фэнтези. Находки могут не порадовать, но это ваши страхи тоже.

* * *

Это эссе намеренно лишено какой-либо конкретики. Я буквально силой удержался в нем, чтобы не дать примеров в подкрепление идей. Написанное есть лишь затравка, приглашение к обсуждению. Если обсуждение получится, то продолжение следует.

Анатолий -- автор сайт-книги 'Э-мульсия' http://e-mulsia.ru
Анатолий
 

Re: Страхи современности: где их искать?

Сообщение Призрак » Вт мар 15, 2011 12:17 am

Обсуждение затравочки... интересненько... интересненько... :crazy:
Мой психиатр сказал, что я не смогу захватить мир, - наивный раб.
Аватара пользователя
Призрак
Заслуженный кревтивщик КМ-2010
 
Сообщения: 1753
Фото: 0
Зарегистрирован: Пт сен 04, 2009 7:10 am
Откуда: г. Чита

Re: Страхи современности: где их искать?

Сообщение Отшельник » Пт янв 12, 2018 5:14 am

В любое время, начиная с первобытных племенных сказаний и наскальной живописи, произведения художественной культуры основывались на глубинных страхах человека.

:cool:
Эт с чего ты так решил, милай?
Ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх...
Аватара пользователя
Отшельник
Познавший «хлопок одной ладонью»
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: Пн янв 08, 2018 7:26 am

Re: Страхи современности: где их искать?

Сообщение leopold » Сб фев 10, 2018 3:52 pm

Отшельник писал(а):
В любое время, начиная с первобытных племенных сказаний и наскальной живописи, произведения художественной культуры основывались на глубинных страхах человека.

:cool:
Эт с чего ты так решил, милай?


Страх, боль, голод это животные составляющие. А поскольку по эволюции мы идём от животных... не все, конечно.
leopold
Даешь сто мыслей за смену!
 
Сообщения: 184
Зарегистрирован: Вс окт 07, 2012 2:01 pm
Откуда: Тёмное Прошлое

Re: Страхи современности: где их искать?

Сообщение Xaoc » Вс фев 11, 2018 5:34 am

Уверен, что самое сильное человеческое чувство - это жадность.
Аватара пользователя
Xaoc
Граф О'Ман
 
Сообщения: 1394
Фото: 92
Зарегистрирован: Пт янв 18, 2008 3:00 pm
Откуда: Везде местный

Re: Страхи современности: где их искать?

Сообщение Отшельник » Вс фев 11, 2018 1:19 pm

Xaoc писал(а):Уверен, что самое сильное человеческое чувство - это жадность.


:smile:
Ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх...
Аватара пользователя
Отшельник
Познавший «хлопок одной ладонью»
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: Пн янв 08, 2018 7:26 am


Вернуться в Пишем блоги и статьи

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron