Генри Лайон Олди - The Best

Прочитал - поделись! Только без банальностей и третьесортностей

Генри Лайон Олди - The Best

Сообщение Флорин » Чт июл 14, 2011 11:07 am

Идущий задал мне сложный вопрос – что мне нравится в Олди? Я в затруднении. Все мне нравится! Нет ни одной книги, которая заставила бы меня пожалеть о потраченных на нее деньгах.
Идущий как человек, много лет занимающийся преподавательской деятельностью, умеет задавать вопросы, на которые без предварительной подготовки вообще не ответишь. Поскольку хвост в сессию мне не грозил, я вместо ответа разрекламировала «Шмагию» и прилагающиеся к ней новеллы, а именно «Принцессу без дракона». По зрелом же размышлении решила мобилизовать свой школьный опыт написания сочинений по литературе на тему «Мой любимый писатель» и поделиться своими впечатлениями о творчестве Олди. Сведения об их (так как это авторский дуэт, объединенный одним псевдонимом) жизни и творческом пути упустим: эту информацию, кому интересно, можно и самим найти, здесь все опытные пользователи Интернет.
Первое, что я прочла у Олди – их цикл «Дорога» (8 романов). Мне понравилось и захотелось еще, вследствие чего целая полка в моем книжном шкафу теперь занята их книгами, в том числе в соавторстве с другими фантастами (могло бы быть больше, но в Чите их не очень-то купишь). Свой стиль они называют философским боевиком, с чем трудно не согласиться: как боев, так и философии у них хватает. Берут себе ребята некую идею, выворачивают ее немыслимым образом и принимаются размышлять, что же это у них получилось, а читателю ничего не остается, как присоединиться – или закрыть книгу. Истертые банальности оборачиваются острыми, невидимыми прежде гранями, больно царапая взгляд, один день из жизни простого обывателя представляется кровавой трагедией или жестокой драмой, обыденные, привычные ежедневные ритуалы наполняются сакральным смыслом – и ты уже не знаешь, ты ли читаешь книгу, или она читает тебя. Новый взгляд на простые вещи лишает уверенности в том, что ты хоть что-то понимаешь в этой жизни, и это так классно!
Скажем, «Орден Святого Бестселлера». Живет себе простой парень, писатель Влад Снегирь, собирается ехать в Москву на конвент, пишет новый роман, который ему уже во сне снится. Оказывается, не одному ему. В снах ему встречается сестрица любимая, бомж Горец, мирно спящая рядышком жена… Дальше – больше: приехав на конвент и перебравши аквавита, прилег наш Влад отдохнуть от коллег, фанатов и товарищей – а не тут-то было, приснилась Дангопея и толпа знакомых, присутствующих во плоти как на конвенте, так и во сне, и доблестно сражающихся с воинами имперской армии. Проснулся – и ошалел. Коллеги к нему имеют претензии, нервничают и говорят о чем-то непонятном, сплошные намеки и недомолвки. Начал он копать и выяснять, и выяснил на свою голову – теперь он рыцарь Ордена Святого Бестселлера, и мир, который он наспех высосал из пальца, больше не ограничивается пространством его воображения, а обретает плоть и кровь, понемногу все плотнее и глубже проникает в реальность, вовлекает в себя сначала потерявших сознание, потом спящих, и если пока они не помнят, где были и что видели, то это совсем ненадолго, а дальше будет еще интереснее. Есть способ избавить ничего не подозревающих о грозящей им беде граждан от этой участи – подписать авансовый договор с издательством, но у Влада принципы, на это он пойти не может. Процесс движется, энтропия возрастает.
Забавный, легкий роман, полный веселых стихотворных пародий и курьезных происшествий, анекдотов и смешных историй, вдруг ставит перед тобой совершенно нешуточный вопрос об ответственности: перед самим собой, перед читателем, перед издателем, не желающим разоблачения тайны Ордена, перед близкими и дальними, которые могут пострадать от вышедшего из под контроля плода твоей фантазии, – и перед героем, которого ты забавы ради собрал из стереотипов и детских мечтаний и потащил собирать лбом все шишки, какие только есть от Дангопеи до Ла-Ланга… Сам того не желая и не ожидая, ты оказываешься перед выбором: жизнь живого человека за жизнь созданного тобой персонажа. Два заложника – которым из них ты пожертвуешь?
Из двух имеющихся способов прекратить процесс Влад выбрал третий…
Больше ничего рассказывать не буду, а то вам читать не интересно станет.
В жизни все не так, как на самом деле
Аватара пользователя
Флорин
Даешь сто мыслей за смену!
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: Пн май 31, 2010 8:06 am

Re: Генри Лайон Олди - The Best

Сообщение Anrie Sky » Ср фев 17, 2016 12:27 pm

Здесь никто больше не читает Олди, или как понимать эту тишину?
Аватара пользователя
Anrie Sky
Философ-старожил
 
Сообщения: 537
Фото: 0
Зарегистрирован: Сб сен 11, 2010 9:59 am
Откуда: темная сторона света

Я читаю Олди

Сообщение Anrie Sky » Пт фев 19, 2016 6:47 am

Богадельня, Г.Л. Олди
Доводилось ли вам видеть, как ткут гобелены? На станке натягиваются нити основы: туго, до звона, с математической точностью, не дай боже провиснуть хоть одной нити – все полотно покоробится. А потом берут цветную пряжу, и ткут узоры. Под пальцами мастера рождается город, башни, небо, распускаются цветы, появляются лица и фигуры, рождается целый мир. Цвета переплетаются, заполняя все пространство в раме: темные, яркие, всякие; одни нити короткие, всего на несколько узелков, другие длинные – проходят по всему полотну, третьи то появятся, то исчезнут. Но убери одну – и весь гобелен рассыплется.
Тонкое, кропотливое ремесло.
Доводилось ли вам слушать симфонический оркестр – десятки людей, множество инструментов, у каждого своя партия. Одни звучат на протяжении всей пьесы, другие вступают всего на несколько тактов и умолкают, но ни без одного нельзя обойтись, чтобы не нарушить целостность музыки. А за пультом дирижер – всех слышит, всех ведет, направляет, собирает разные звуки в единое, целостное звучание взмахом парящих рук.
Высокое, удивительное искусство.
Литературный талант Олди сродни такому искусству.
Стоит под небом город, живут в нем люди – разные люди, хорошие и не очень, богатые, бедные, хитрые, глупые, несчастные, – разные. Обыватели, стражники, ремесленники, воры, нищие, ученые, уличные акробаты, слуги церкви… Правит городом герцог. Цвет рыцарства блистает на турнирах, являет свою доблесть в военных походах. Мудрецы прозревают будущее, беседуют со звездами, всматриваются в туман грядущего – что ожидает герцогство? У каждого из этих людей, от последнего деревенского мальчишки и до самого герцога, своя история, своя судьба, свой путь. А сэр Генри Лайон Олди собирает все эти истории воедино, и, улыбаясь в бороду, представляет нам то одного, то другого персонажа, дает каждому слово в свой черед, ведет нас по лабиринту путей и судеб.
Богадельня – сказка, рассказанная людьми. Череда историй, за которыми встает целый мир.
Жестокая, сдирающая кожу трагедия – история придворного фармациуса и отравителя, создателя яда, однажды погубившего тех, кто был ему дороже жизни, и сломавшего навсегда его собственную судьбу.
Простая, наивная мелодрама – история молоденькой девицы из лупанария, глупо, нелепо, безнадежно влюбившейся в клиента, сына самого герцога, плакавшей в подушку, и решившейся на самоубийственный побег из-за несчастной любви и безразличия любимого.
Простые бытовые сказки – крестьяне в деревне, мельник, трактирщик, незамысловатые, забавные, трогательные истории о быте и нравах.
Жестокие романсы – истории обитателей городского дна, полные порока, жажды, алчности, истории падения.
Рыцарский роман – доблестный витязь, благородный граф, у которого было все – богатство, власть, доблесть, слава, но не было главного – сына.
Драма – история девочки-сироты, вместе с другими детьми чудом спасенной из чумного города отцом, отдавшим ради этого свою жизнь, одинокой некрасивой бродяжки с наследственным даром предвидения, медленно сводящим ее с ума.
Мистика – история Филиппа ван Асхе, представителя Гильдии, имеющей монополию на проведение Обряда (именно так, с прописных букв!), господина средних лет, имевшего власть и влияние, о каких даже сам герцог и мечтать не мог, открывающего любые двери, находящего доступ к любой душе, человека с сотнями улыбок, увлеченного исследователя, здравомыслящего фанатика, которого за глаза (а некоторые и в лицо) называют Хеннигским Душегубом.
Детектив – история монаха Гонория, тщательно и неустанно разыскивающего скрытый Гильдией секрет Обряда и истово жаждущего передать власть, захваченную Гильдией, в лоно Церкви. Погоня за ускользающей тайной, бег наперегонки со смертью.
Страшная восточная сказка о первом Гильдейце, враче, лазутчике, переводчике, создавшем чудо, сотворившем Бога, проложившем путь, по которому пошли сотни последователей, и скрывшегося от них в смерть, прежде чем его знание стало бы доступно любому из них.
И наконец, волшебная сказка, веселая, светлая, трогательная, немного страшная, немного грустная, как сама жизнь – история деревенского мальчишки со странными, необычными способностями. В ней все: чудеса, счастливые случайности, везение, удача, приключения, открытия, любовь. Опасности и драки, как же без них. Как лист, упавший в воду, плывет по течению, из ручья в реку, из реки в океан. Наивный ребенок становится отчаянным подростком, подросток – храбрым юношей, юноша – мужчиной, готовым сражаться и погибнуть за дорогих ему людей.
Простые истории, запутанные истории, такие разные, соединенные талантом автора в одну.
Основная же тема романа, как мне кажется – это ожидание. С первых же слов: «Душегуб задерживался»: ожидание явления неизвестного пока еще Душегуба в парадной зале дворца, вместе с семьей герцога и цветом рыцарства Хеннинга.
Ожидание – верный спутник каждого из героев Богадельни.
Ожидает в шалаше в лесном овраге наступления ночи Вит, опасаясь появляться в селе до захода солнца после странного и непонятного происшествия – вроде бы ничего не натворил, а неспокойно, смутно на душе.
Ожидает подарка удачи, счастливого случая бывший писец, попавшийся на подлоге и оказавшийся на Дне, перебиваясь случайными заработками, впадая по временам в отчаянье и теряя всякую надежду, но упорно продолжая ждать, держась на одном озлобленном упрямстве.
Ожидает граф результатов розыска пропавшего мальчика, странного, надо сказать, мальчика, замеченного в городе. Мальчика, так подозрительно похожего на рыцарей из Дома Хеннинга, что это не может быть простой случайностью.
Девушка ожидает возвращения любимого, отправившегося на поиски приключений, а точнее, нашедшего эти самые приключения в больших количествах, чем он мог бы рассчитывать.
Монах-кармелит ожидает появления брата Августина, надеясь, что тот проведёт его в святая святых Гильдии – в место, именуемого Богадельней. Или Филиппа ван Асхе. Или их обоих, что тоже его очень устраивает.
Ожидает окончания вечерней службы Душегуб у ворот обители цистерцианцев.
Медлит у обрыва над морем Бурзой по прозвищу Змеиный царь, лелея в ладонях чашу с ядом и пытаясь понять на пороге смерти – что я сделал не так?
Ждет девочка на звездных облаках.

Однажды ты умрешь, Тильда. Думаю, скоро... Ты подожди меня там, ладно? Не заходи в ворота рая мимо строгого привратника с ключами. Подожди. Посиди на обочине, поскучай. Рядом с душой Витки из Запруд, в ожидании Витольда Бастарда

Мне было бы трудно ответить на вопрос, о чем этот роман.
О единстве и соперничестве души и тела? Безусловно. О взрослении, становлении личности? И это тоже. Об идее построения совершенного общества, в котором каждый на своем месте, и все счастливы? В некотором смысле да. Или это своего рода поиск ответа на вопрос, стоит ли счастье всего человечества слезы одного ребенка?
Думаю, каждый найдет в Богадельне ту идею, которая будет для него главной.
Для меня Богадельня – роман о любви, о предназначенных друг другу душах, которым неизбежно суждено встретиться, потому что они – уже встретились. Где бы ни были, сколько бы ни лежало между ними миль и лет, души их навсегда вместе. И это не просто красивые слова.

А для вас?
Аватара пользователя
Anrie Sky
Философ-старожил
 
Сообщения: 537
Фото: 0
Зарегистрирован: Сб сен 11, 2010 9:59 am
Откуда: темная сторона света

Re: Генри Лайон Олди - The Best

Сообщение Anrie Sky » Сб мар 11, 2017 3:35 am

Состоялось мое знакомство с олдевским циклом "Ойкумена". Удалось купить разом все три книги "Дикарей Ойкумены", что вообще большая редкость. Политика издательства понятна и логична: выпускаем первую часть, читатель купит и будет ждать продолжения. Через полгода - вторую часть. Потом третью. Издатель с прибылью, писатель с гонораром, читателю есть чем заняться.
Приедешь вот так раз в полгода в приличный культурный город, а на полке вторая часть одного нового романа, третья - другого, переиздание старых книг... И понимаешь, что купить нечего.
А тут такая удача, да что там, настоящее чудо!
Ну а раз уж писателям и издателям можно выдавать книгу порционно, то и мне не запрещено выдавать отзывы на каждый том. Тем более, что в аннотации "Дикари Ойкумены" названы трилогией - вот вам три отзыва, извольте получить.
Писалось, как говорится, на коленке, первое сумбурное впечатление. Когда-нибудь перечту и напишу продуманную, взвешенную рецензию. Наверное. А пока поделюсь чем есть.
Аватара пользователя
Anrie Sky
Философ-старожил
 
Сообщения: 537
Фото: 0
Зарегистрирован: Сб сен 11, 2010 9:59 am
Откуда: темная сторона света

Re: Генри Лайон Олди - "Дикари Ойкумены"

Сообщение Anrie Sky » Сб мар 11, 2017 3:40 am

Книга I "Волчонок"

Цирковая тема, такая неожиданная на фоне армейской: байки старого коверного о тигровых питонах, мстительных клоунах, глупых медведях, шутницах-акробатках... И тут же рядышком (поклон Хайнлайну) будни кадетов - помпилианцев, будущих офицеров очччень специфического подразделения, но об этом тсс! А также космические странствия, опасные женщины, военные тайны и морды утюгом.
И конечно же, как всегда у Олди, полно всего еще, всякого и разного.

Цирк, краем мелькнувший в Маге в Законе, единственное представление на набережной; вышедший в роли второго плана в Шмагии, приют смешных; обступивший читателя со всех сторон в Шутихе - смешно ли тебе, девица, не страшно ли, красавица? (может, был еще где-то, сходу не припоминаю)
Цирк: ряды кресел вокруг арены, бим и бом в нелепых ярких тряпках, собачки-обезьянки, фокусы, воздушные гимнасты, тигры восседают на расписанных треугольниками тумбах, львы прыгают в обруч, оркестр наяривает бравурные марши.
Цирк: львы рвут смертников, блеск оружия и доспехов, вопли зрителей, кровавый песок арены, кулаки с выставленным большим пальцем - вниз, и горе побежденным.
Все любят цирк.



Книга II "Волк"

Волчонка больше нет. Ты - волк, ты нашел свое место в охотничьей стае, ты занят важным делом, ты трудишься на благо империи, ты боец невидимого фронта.
Твоя сила - это способность подчинить, взять в рабство каждого, кем бы он ни был, и даже самые сильные не могут тебе противостоять. Да есть свои ограничения, но теоретически - любого, и чем больше сопротивление, тем лучше: хороший раб, сильный, надолго хватит.

Ты антис, божество во плоти волн и энергетических полей, гуляешь по Вселенной аки посуху и сам черт тебе не брат. Черные дыры? Хищные флуктуации континуума? Сверхновые? Залпы из всех орудий военного флота? Чихать ты на все это хотел. Ты воплощение силы и могущества, бури и натиска, и ничто во Вселенной не может тебя остановить.
Так принято в твоей Вселенной, которую так привычно называть Ойкуменой.

Но вот на краю, даже уже почти за краем мира и уж точно вне Ойкумены тебе повстречалось нечто.
... Люди, которые не способны быть рабами, с радостью погибающие при пленении, потому что всю жизнь мечтали быть захваченными, убитыми и уйти в Солнце. Они с рождения рабы другого хозяина, и не тебе с ним соперничать - руки прочь, если жизнь дорога!
... Место, куда тебе нет хода. Точнее, вход-то как раз свободный, никто не запрещает, проходи, не стесняйся. Но, как у Стругацких, не советую: съедят. Шаг, другой, десятый, и вот ты уже никакое не воплощение силы, а слюнявый наркоман, ползущий за дозой - о, еще, еще! - пока тебя пожирают заживо. Держись подальше, если хочешь жить.
Вас, вообще-то, сюда никто не звал, сами пришли, вот на себя и пеняйте! Здесь водятся драконы, волкам тут не место; здесь логово дьявола, с которым антисам не потягаться. Это Кровь, детка!
Сила твоя, сама твоя суть оборачивается запретом, опасностью, гибелью. Тебе нечего противопоставить Солнцу, Сердцу, выпившему бессчетное число человеческих смертей.
Одна жизнь человеческая - ничто, голос единицы тоньше писка, немного энергии для двигателя, заряд для оружия, электричество для мирных городов. Но когда их миллионы, миллиарды. Только подумай: миллиарды человеческих жертв, ушедших в Солнце.
И шепотом на грани слуха, из совсем другого времени, совсем другого мира: человеческие жертвоприношения... А ведь ты знаешь, дядя, кому они идут, даже если их приносят нам с тобой... Они идут вниз. В Тартар. И кормят Павших.
Странно немного, что и тот мир назывался так же - Ойкуменой.



Книга III "Вожак"

Действие развивается, масштабы расширяются, твои военные звания стремительно сменяют друг друга, все выше, и выше, и выше, а все вокруг бурлит, как варево в ведьмином котле. Место действия теперь - не база военного училища на дикой планете, и даже не отдаленная планетарная система, а вся Ойкумена. Идет игра по-крупному, и на арену выходят персонажи один другого влиятельнее и значительнее, и всем ты нужен.
А что же цирк? А цирк никуда не делся: политическая эквилибристика, фокусы-обманы, иногда с последующим разоблачением, а иногда без, коверные на манеже, клоуны и акробаты, дрессированные хищники, и конечно же, гвоздь программы - смертельный номер. Смертельный номер, дамы и господа! На ваших глазах звезда превратится в сверхновую! Вы должны это видеть! (и увидите, а куда вы денетесь).
Финал, а значит, читатель ждет, что наши победят, тайны раскроются, проблемы решатся, изгнанники вернутся на родину героями, порок накажут, а добродетели дадут медаль.
Ну, в общем, так оно и есть, плюс свадьба - а как без свадьбы, без свадьбы никак нельзя.
Но вопросов остается больше, чем было прежде, а за красивым решением проблем скалятся новые, пока еще прячущиеся в сумраке возможного будущего. И само гордое "Я - помпилианец", не вызывавшее в начале этой истории никаких сомнений, теперь звучит как "Да поверьте мне, мамой клянусь, помпилианец я!", а в ответном молчании слышится насмешливое "Ты сам-то в это веришь?"
Аватара пользователя
Anrie Sky
Философ-старожил
 
Сообщения: 537
Фото: 0
Зарегистрирован: Сб сен 11, 2010 9:59 am
Откуда: темная сторона света

Re: Генри Лайон Олди - The Best

Сообщение Флорин » Пн апр 17, 2017 4:11 am

Г. Л. Олди, "Легенды древнего Хенинга"
В эту книгу вошли роман "Богадельня" и цикл рассказов "Песни Петера Сьлядека". О каждом придется рассказать отдельно. Итак, "Богадельня":
... Мир на грани катастрофы. Последствия смелого эксперимента, проведенного знатоком Обряда Филиппом ван Асхе в месте вне времени и пространства, называемом Богадельней, вышли из-под контроля. Сдвиг реальности, вызванный им, ширится, углубляется и грозит опрокинуть все человечество в пучину хаоса.
Соратники мейстера Филипппа, Гильдейцы, изо всех сил стремятся вернуть status quo, но события развиваются слишком стремительно. В то же время криминальные авторитеты, братья ван Раух, имеют и предъявляют мейстеру Филиппу претензии, угрожая его репутации и благополучию. Отцы Церкви, желая упрочить свой авторитет и влияние, предпринимают все возможное, чтобы проникнуть в тайну Обряда. В этом им помогают посвященный в дела Гильдии монах (бывший идальго, фармациус и личный отравитель короля Фернандо Кастильца Мануэль де ла Ита), а также рыцари дома Хенинга - у последних есть еще одна важная задача: любой ценой не допустить разглашения тайны происхождения наследника, найденного недавно все тем же мейстером Филиппом и взятого им под покровительство. Просто свет клином сошелся на этом мейстере Филиппе, которого ещё все вокруг называют Душегубом - профессия такая...
(ой, кажется пора мне прекращать читать аннотации к фильмам, очень уж заразный стиль! Но, в общем-то, так оно все и было, даже насчет света клином - да, таки сошелся - мейстера Филиппа мы встречаем первым, со слов: "Душегуб задерживался" начинается книга, с ним прощаемся на самой последней странице, под колючими звездами, на паперти).
"Богадельня" - моя любимая книга у Олди. Как всегда бывает с хорошими, настоящими книгами, к ней можно возвращаться и перечитывать много раз. И всегда она будет о чем-то другом. На этот раз - о цене, которую всем приходится платить: делая выбор, отказываясь выбирать, заключая сделку, расторгая ее, давая или отменяя обещание. Цена любви, мести, предательства, искупления, цена таланта, цена силы и неуязвимости в бою, лжи и правды - о, правда, ты опасная подруга; страшно тебя знать, еще страшнее произносить вслух.
Словно весы, на которые падают гирьки - одно за другое, одно против другого.
Смятение души одного монаха - против двух молодых жизней? Смерть одной крестьянки за трон Хенинга? Страдания одного единственного ребенка ради идеального общества, где люди благополучны, прекрасны и счастливы?
И вот финал, свойственный Олди хэппи-енд с оговоркой - круг разорван, реальность обрела устойчивость, все, кто надо, спасены, мир, любовь, трон Хенинга достались кому положено - но кто же и чем заплатил за это?
Ведь у всего есть своя цена, и кто-то обязан пострадать ради счастья других - так уж устроен этот мир.
Не правда ли?
Последний раз редактировалось Флорин Ср апр 19, 2017 6:55 am, всего редактировалось 5 раз(а).
В жизни все не так, как на самом деле
Аватара пользователя
Флорин
Даешь сто мыслей за смену!
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: Пн май 31, 2010 8:06 am

Re: Генри Лайон Олди - The Best

Сообщение Флорин » Пн апр 17, 2017 6:03 am

"Песни Петера Сьлядека"
Бродячий музыкант 23 лет от роду со старой лютней бродит по миру, играет в корчмах, на постоялых дворах, на ярмарках, на улицах, да где придется, хоть у костра в компании некстати встретившихся в горах разбойников. Мир большой, и люди в нем разные - одни за песни дадут грошей, другие по шее, одни накормят и приютят, другие погонят в метель. А находятся и такие, кто рассказывает истории, одна другой завиральнее.
Байка о том, как вернуться в прошлое, стать тем, от кого все зависит, и отменить свершившееся - ведь нужно лишь хорошенько представить себе, что собираешься сделать, да хлопнуть в ладоши. "Дерзайте! - смеется судьба, - может быть, сегодня, с божьей помощью"...
История двойников-фюльгья, которые спасают-губят один другого каждым движением своей души.
Сказка о купце, у которого было три жены, богатый дом да хорошо поставленный бизнес, а совести не было, пока не освободил он из заточения джинна по прозвищу Раб Справедливости, во что бы то ни стало жаждавшего по обычаю своего народа отблагодарить спасителя.
Исповедь безумца, или а нефиг, будь ты хоть трижды сын маэстро клинка из Венеции, ночевать в заброшенных храмах древних богов.
Экскурсия в Гульденберг, где "время-деньги" не просто поговорка, ох, как непросто!
И так далее, и так далее. Люди разные, истории разные, а Петер один, и лютня у него одна, "Madonna Luna", Капризная Госпожа. Между прочим, творение самого Пазотти - ранний, подлинный дель Дьябло, еще до раскаяния, понимать надо! Вот игрок в сером предлагает поменять лютню на пандору, госпожу на спутницу, капризную на верную - ну же, Петер, о чем тут думать! Или все же есть о чем?
А ведь вру - не мир, а миры, да какие, да чьи! Кого только Олди не упомянули, да и себя не обошли: Шекспира и Мольера, Дюма и Стокера, Гомера, Валентинова и Гоголя, тут Дяченки помянуты, там - Урсула ле Гуин с Андреем Столяровым и компанией, здесь Пушкин, а это тоже откуда-то, просто я не в курсе, но нюхом чую, что это жжжж неспроста!
Тут и там мелькают на страницах знакомые все лица: Джакомо Сегалт, Влад Цепеш, Бальтазар Эст, Хома Брут, Микеланджело Буонаротти, кардинал Спада, мой любимый Бах, а еще Тибальд из Вероны - конечно, мало ли в Вероне Тибальдов, да только не таковские мы люди, чтобы вдруг столкнуться в школе фехтования абы с кем, так что, будьте уверены, тот самый!
В общем, изрядный культурный пласт здесь поднят, так и хочется почесать в затылке, засучить рукава, взять лопату и копать, копать, копать, а лучше поймать филолога-"литературоеда" или умника-историка, запрячь и вспахать это поле вдоль и поперек. Любопытно же!
Кто же ты, Петер Слядек, странник по мирам, расположенный к пирам, кто те люди которых ты - встретил? выслушал? спел? Создал?
Отчего так настойчиво вспоминается другой олдевский герой, чангир, поэт и забияка, знаток Ал-Ребатов, никогда не бравший Кабир? Встретить бы Петера в дороге, взять за рукав, да заглянув в глаза задать, как пароль, вопрос: скажи, кого больше на свете, живых или мертвых? - и улыбнуться, услышав в ответ такое знакомое: живых больше; мертвых не существует - совсем.
Почему-то я уверена, что именно так он и ответит.
В жизни все не так, как на самом деле
Аватара пользователя
Флорин
Даешь сто мыслей за смену!
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: Пн май 31, 2010 8:06 am

Re: Генри Лайон Олди - The Best

Сообщение Anrie Sky » Чт июн 22, 2017 7:07 pm

Генри Лайон Олди, «Кабирский цикл»

Недавно на странице Олди мне попалось обсуждение «Пути меча», первого из романов Кабирского цикла, и решила я его перечесть. А где «Путь меча», там и все остальное, то есть романы «Дайте им умереть» и «Я возьму сам».
На мой взгляд, это один из самых жестких, тяжелых и страшных олдевских циклов. Конечно, их книги никогда не были просто развлекательным чтением, но эти три романа особенно напряженные, и читатель вскоре начинает понимать, что расслабиться и успокоиться не выйдет ни на миг. Смешно – сколько угодно, увлекательно – еще бы, познавательно – разумеется, великолепные касыды, которыми полна вся книга, а особенно третий, последний роман, доставят удовольствие не только завзятым любителям, ценителям и знатокам изысканной восточной поэзии: они вполне современны, а точнее вне времени, не зря многие рок-группы пишут песни на стихи Олди, поищите в сети, если не верите. Но это ничего не меняет. Страшно. Тяжело. Жестоко.
Сэр Генри Лайон Олди всегда неоднозначен, загадочен, его книги читаются легко, но вот рассказать, о чем они, не теряя всех нюансов, всех пластов, уровней и контекста – задача для мастеров. И еще один любопытный момент – любая книга Олди меняется вместе с тобой: каждый раз, перечитывая знакомый текст, ты видишь его по-разному. Каждый раз перед тобой совершенно другая книга на совсем другую тему.
Основная тема Кабирского цикла, как мне кажется (по крайней мере, как показалось сейчас) – человек и его судьба. Человек выбирает свою судьбу. Следует ей. Сопротивляется. Переламывает хребет своей судьбе, переупрямливает ее, побеждает; но Судьба – тертый калач, такие игры по ней. «Призываю в свидетели день Страшного Суда и укоряющую себя душу. Призываю в свидетели время, начало и конец всего, ибо воистину человек всегда оказывается в убытке»… Всегда? Нет, правда?
Поединок с жизнью, который ведет в «Пути меча» Чэн Анкор Вэйский, больше похож на игру в шахматы живыми фигурами: атака и ответ, ловушка и защита, размен фигур и рокировка. Каждый миг все меняется – страшные легенды древности обретают плоть и кровь, становясь твоими врагами, враги – союзниками, далекая страна – степью под копытами твоего коня, и вот перед тобой самый главный враг и самый суровый выбор. Каким путем пойдешь ты, веселый ван, сделаешь ли то, что хотят от тебя все, начиная с Кабирского эмира и заканчивая судьбой, или выберешь иной путь – путь меча. Пресеки свою двойственность, говоришь ты, и путь один меч стоит спокойно против неба.
А знаешь ли ты, победитель и покоритель, что пока ты тут воюешь, судьба обошла тебя, обманула, провела, и страх перед будущим уже отравил сердца людей и навел ржавчину на блистающие клинки? Что бы ты ни делал и что бы ни выбирал, этот исход был предрешен еще на заре времен в тот проклятый день, когда оружию стали давать имена.
И пять веков спустя, на исходе двадцатого столетия, толстенький лысеющий историк будет изучать твое время, интересоваться древним оружием, писать диссертацию о смуте Маверранаха, когда впервые в сражениях было применено новейшее изобретение инженеров и алхимиков – огнестрельное оружие.
Оружие от начала времен связано с человеком. Человек слаб без оружия, оружие без человека неподвижно и немо. Человек хочет жить, и жить он хочет хорошо: чем лучше - тем лучше! А чего хочет оружие? Может ли оно вообще что-то хотеть? А что, если все оружие мира, в том числе массового поражения, хочет лишь одного – умереть? Исчезнуть, не быть?
И снова судьба раскладывает доску и расставляет на ней фигурки, только на этот раз она не собирается играть в шахматы, сейчас ей больше по вкусу марионетки – их можно дергать за ниточки, и они будут плясать, колотить друг друга, воровать и хитрить, думая, что это они сами, думая, что от них что-то зависит. Этакий ковчег, каждой твари по паре: пара уголовников, пара, выражаясь казенным языком, сотрудников силовых ведомств, пара ученых, пара административных работников очень привелегированной школы, пара громил, солдат и пьяница, бабка и внучка, коза (да, коза, косматая, с рогами и очень скверным характером) и один большой хитрец. А остальные – просто случайные жертвы, они не в счет – может, выживут, если повезет, может – нет. Так, статисты, сопутствующий ущерб. Заложники судьбы, пойманные в ловушку, разменная монета.
Давайте, люди-нелюди добрые, разыграйте комедию на потеху почтеннейшей публике – дайте им умереть!
Было? Не было?
Полно, уважаемые, разве вы так наивны, что не знаете простых истин: ни одно событие прошлого не является исторически достоверным, а мертвых не существует. Совсем.
Судьба – утонченный игрок, ей известны более тонкие, интеллектуальные игры: шарады, парадоксы, каламбуры и изысканные шутки.
«Раздавалась во мраке судьбы похвальба: «Ради шутки на трон вознесла я раба, а впридачу к венцу наградила проказой!» - смеются над шуткой скелеты в гробах»…
Игра в бисер, дамы и господа! Время? Пространство? Полно, мы выше этих мелочей, зачем себя ограничивать? Все время и все четыре четверти обитаемого мира, начиная с белостенного Кабира! Вот тебе тема, вот роль, играй, а мы подыграем и подпоем. Не хочешь по нашим правилам, хочешь сам? Что ж, давай, бери сам. Бери, бери, не стесняйся – смотри: на золотом блюде, да с поклоном, да под славословия, как же такое да не взять. Упрямишься? Смешной ты человек! Падай – ты убит. Дважды убит! Зачем же ты все еще мечешься, зачем сопротивляешься, чего ищешь в благословенном эмирате, пытаясь прожить жизнь – свою собственную жизнь, вместо двух прежних, дарованных тебе моей милостью? Ты снова берешь Кабир, но на этот раз не благоволением фарра и не силой мечей. Возьмешь ли?

Все время и все пространство, помните? Перед нами целый мир. Много миров. И множество разных мест, прекрасных и так себе. Некоторые очень знакомые. Слишком знакомые: горы Ра-Муаз, храм Сарта Ожидающего, Медный город, по улицам которого ходят фра Лоренцо и сапожник Марцелл…
Протягиваю руку и беру с полки Бездну голодных глаз – перечесть и вспомнить.
Аватара пользователя
Anrie Sky
Философ-старожил
 
Сообщения: 537
Фото: 0
Зарегистрирован: Сб сен 11, 2010 9:59 am
Откуда: темная сторона света

Re: Генри Лайон Олди - The Best

Сообщение Anrie Sky » Вт июл 18, 2017 5:16 pm

Как и было обещано,
Г.Л. Олди, «Бездна голодных глаз»

Книга, девиз которой «всего и побольше», как я люблю.
Множество разных персонажей, одни из которых появляются практически в каждом романе, другие приходят, когда захотят, а некоторые, отыграв свои роли, умирают и больше никогда не рождаются.
Множество разных мест, времен, миров, тот свет и этот, джунгли, степи, горы, пустыни; пещеры, где навечно заточены древние боги, пустоши, где доживают свой век и умирают последние демоны, заброшенные капища, где обитают неживущие варки; невозможный Медный город, футуристический Лондон, современный Харьков, и так далее, и так далее.
Множество разных историй, рассказанных и подслушанных, увиденных и сыгранных.
«Немного мистики, немного театра, и очень много банальности».
Миры, которые объединяет Бездна голодных глаз, люди и нелюди, которые смотрят в Бездну, время, которого дожидается Бездна, чтобы воплотиться и обрести существование.
Олди – это всегда увлекательно, и в то же время глубоко. Сильно, но изящно. Легкая пена иронии и смеха над темными стремнинами страстей и боли. Красота стихов, которые хочется выучить наизусть и читать вслух, наслаждаясь созвучиями и ритмами. Головокружительная композиция при академически выстроенной структуре романов.
Олди – это уже классика.

Все началось с того, что однажды к одному человеку пришел дьявол с интересным предложением: стать посредником в заключении договоров о продаже души, да не простых, а таких, каких никогда еще не бывало – душа в обмен на бессмертие и неуязвимость.
В результате в некий далекий мир пришли бессмертные, бесы, забывшие, кем были прежде, и так называемые Пустотники, присматривавшие за бесами, а на землю пришел ад. Неживое, захотевшее существования, и пьющее жажду жизни из всех, кто попадал в него. И чтобы покончить с его владычеством, понадобился единственный, непохожий на других – одержимый жаждой смерти. («Дорога»).
Сотни лет спустя новый мир оказался поделен между девятикратно живущими (или девятикратно умирающими?) потомками бесов и перевертышами, способными менять ипостаси, полузверьми-полулюдьми, потомками Пустотников. Ну, в смысле, как поделен: девятикратные защищают поселения просто людей от звереющих перевертышей, живущих в лесах и промышляющих воровством и охотой. Драки, убийства, клочки по закоулочкам, как у всех добрых соседей испокон веков водится. Но вот просто людям в этом мире стало тесно: зависть к одним, способным умирать и возвращаться, ненависть к другим, способным сменить облик в мгновение ока, отравили оставшихся людей, и захотелось им обрести и то, и другое, и новую землю впридачу, без потомков пришлых, чужаков, нелюдей.
Просто люди искали, звали, стучали во все Двери, а то и попросту открывали их, не спросясь, с пинка. Чему же удивляться, что были они услышаны, замечены и пойманы. Звали Простор, а откликнулась Бездна – то, чего не было и не может быть, но что быть очень хочет. Искали новой жизни, а откликнулась смерть. («Сумерки мира»).
Люди ушли. Совсем. И мир изменился снова. Мир девятикратно живущих, где ценность жизни поделена на девять; мир, в котором однажды появился на свет урод, живущий в последний раз – он уже успел пройти все положенные ему уходы прежде, чем родился. Выживающий среди почти бессмертных, в их искаженном мире, где смерть раздается всем и каждому так легко, так просто. Порой нужно умереть больше, чем просто от ножа, болезни или старости, чтобы выжить. Порой нужно потерять все человеческое, чтобы стать человеком. Порой приходится просить о помощи заклятого врага и помогать тому, кто пришел за твоей жизнью и кровью («Живущий в последний раз»).
Бездна ищет любые пути, лишь бы быть, вырваться, лишь бы существовать. Книгой небытия, полной мудрости и тайн. Черным ветром степных шаманов. Но больше всего – людьми. Войти в их тела, поглотить их души и разум, чтобы обрести, наконец, сущность и форму. Только те, кто когда-то существовал, а потом утратил бытие, может так жаждать обрести снова возможность БЫТЬ.
И вот – лежит на алтаре храма в горах Книга в черном переплете, а в городе у подножия гор умирают люди – от страха. Кто-то должен все выяснить, кто-то должен остановить смерти, и кому это сделать, как не городскому лекарю, одновременно и коронеру, обязанному фиксировать и устанавливать причины смертей горожан. Остановить любой ценой, чтобы больше не появлялись покойники с неестественно расширенными зрачками, в которых навек запечатлелся ужас. («Страх»).
И вот – пятеро магов, одержимых жадностью, создают Дом на перекрестке, запирая в нем душу неумершего шестого, обреченного на муки и голод, больший, чем голод плоти и даже голод духа. Неуспокоенный мертвец, жажда и преступление пятерых порождают Зверя невиданной мощи и бесконечной алчности. Самый трагический роман цикла по версии меня. Человек против Дома, обреченный уничтожить его или погибнуть – то есть уничтожить и погибнуть, обретая и теряя учеников, спутников, любовь, себя, смысл жизни, душу. Вот только что было все хорошо – но тут происходит непоправимое, и надо как-то идти дальше, вот таким, сломанным и мертвым, потому что слишком многое зависит от одного тебя, и никто не в силах тебя заменить. И снова. И опять. И так до самого конца ("Ожидающий на перекрестках").
И вот – мастер, Бродяга и Чужак, оказавшийся в этом мире случайно, но так подошедший ему, противостоят шаманскому колдовству, Черному ветру, который превращает людей в рабов, втроем одновременно восстанавливая и произнося древний Витраж патриарха Сарта: «Под луною кипарисы и над озером луна…» Узнали? («Витражи патриархов»).
И вот в мире разбитых Витражей и бессильных шаманов, в сломанном, вывихнутом мире входит в образ гениальный актер, подаривший веселым и простодушным степнякам веру, а мрачному городу – театр, чтобы однажды люди Занавеса сошлись в битве с людьми Подмостков, и горе побежденным. Режиссерская задумка, однако, немного иная, но о ней пока никто не знает, до поры («Войти в образ»). /Кстати, в этом романе есть одна великолепнейшая вещь, «Витраж исхода», глава «Молчащий гром», посвященная В.Высоцкому в роли Гамлета, по-человечески глава 14. До слез./
И вот другой актер в совсем другом месте получает неожиданное наследство от серийного убийцы по кличке Скоморох – резное изделие из кости домашнего животного, сделанное по китайское традиции «шар в шаре». Наследство. Наследие. Дело жизни. («Ваш выход, или Шутов хоронят за оградой»).
Но всему приходит конец, и в том же мире, где все началось, все и заканчивается. Двое мужчин и подросток некстати забредают на хутор Черчеков, знаменитых на весь Пфальцский уезд ведьмаков, как раз вовремя, чтобы попасть в Переплет, стать тем, кто Все На Себя Берёт, предсказанного легендой, которого на том свете называют Один-Трое. Очень кстати оказывается на том же хуторе обезумевшая от горя женщина, у которой пропали, возможно, погибли в лесном пожаре, сын, муж и друг; как раз вовремя, чтобы пронести в Переплет Меч, Которого Нет. Очень вовремя проходит мимо хутора загадочный Бредун, как раз, чтобы собрать Неприкаянных и использовать их особенность. Неприкаянных, которым нравится это прозвище, потому что Проклятые звучит куда хуже.
Последняя ипостась Бездны, Черная книга небытия, пишущая и читающая людей за Переплетом из черного тумана, должна быть уничтожена («Восставшие из рая»).

Это так, намеки, узелки на память, на самом деле все гораздо больше сложнее и глубже. Примерно вот так, как у Дианы Коденко (отрывок):

Кем нам быть в этой жизни,
И кем нам вовеки не стать,
Мы едва ли узнаем,
Поскольку меж адом и раем
Лишь прожекторный луч,
Протянувшийся кромкой листа,
Ибо сцена - пуста,
Ибо мы не на ней доиграем,
Ибо в бездне - огонь,
И над ним не построить моста...

Диана Коденко (Краснодар)
Оригинал и еще много прекрасных читательских стихов здесь:
https://www.stihi.ru/diary/noperapon12/2015-09-02
Аватара пользователя
Anrie Sky
Философ-старожил
 
Сообщения: 537
Фото: 0
Зарегистрирован: Сб сен 11, 2010 9:59 am
Откуда: темная сторона света

Re: Генри Лайон Олди - The Best

Сообщение Anrie Sky » Пт окт 20, 2017 3:26 am

"Сильные" Г. Л. Олди

Совсем коротко, не отзыв даже, а так, набросок.
Перечитываю "Сильных", и очень они мне напоминают, с одной стороны, "Герой должен быть один" (ну как же, два неразлучных брата, герой равный богам, боги, опять же, среди нас, а куда денешься - эпос, тут так положено!), а с другой - мою любимую "Богадельню". Книги очень разные, но перекликаются между собой.
Обряд над дворянами - и перековка боотуров, провидица Матильда - и удаганка Умсур (или Чамчай?), Слепой Герольд - и Сарын-тойон, подонки Хенинга - и обитатели Нижнего мира, главные герои в обеих книгах - подростки, чье детство не закончилось даже, а оборвалось внезапно в один миг. Возвращение в итоге в привычную реальность, как будто ничего не было, и можно было бы плюнуть и забыть, когда б не память. Память сердец и память тел сильных, привыкших расширяться почем зря.
Девочка на звездных облаках, рукотворное божество - и мальчик, в котором горит время, пленник железной горы, прикованный к оси миров.
Основы мироздания, разбуди их - и все полетит в тартарары.
Эксперимент ради блага всего человечества - о чем тут раздумывать? Всего одна маленькая девочка, всего один неудобный мальчик, вам что, жалко? Им не больно, они счастливы, просто подпишите тут и тут, и вам не о чем больше беспокоиться. Совесть? Глупости, ради великой цели...
Опыты на детях.

Отцы, предавшие своих детей. Какая, в сущности, разница - яд или кумыс, смерть или божественность, горы или море, когда обманываешь себя и вместо "что я наделал" спрашиваешь "что я сделал не так".
И ночной шепот-крик: "Нет. Не позволю. На этот раз не позволю. Пусть хоть ремни из меня режут".

И еще - я больше не читаю отзывов, пока не прочту книгу, обманывает ожидания и сбивает с толку, особенно у таких авторов, у которых сто слоев и пятьсот подтекстов.

Продолжение следовает...
Аватара пользователя
Anrie Sky
Философ-старожил
 
Сообщения: 537
Фото: 0
Зарегистрирован: Сб сен 11, 2010 9:59 am
Откуда: темная сторона света


Вернуться в Нетривиальное чтиво

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron